НОВОСТИ
      26 апреля 2016

      30 лет со дня аварии на Чернобыльской АЭС. Роль государственной санитарно-эпидемиологической службы в преодолении последствий аварии


      26 апреля навсегда останется в истории Белоруссии, России и Украины днем трагического события - аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 году. Эта авария привела к радиоактивному загрязнению значительных территорий европейской части Советского Союза и сопредельных государств. Только в РСФСР в 1986 г. к зоне радиоактивного загрязнения (с плотностью загрязнения цезием-137 более 1 Кюри/км2) было отнесено 19 субъектов, а в 1991 г., в соответствии с Федеральным законом от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», к зоне радиоактивного загрязнения было отнесено 14 субъектов, с площадью радиоактивного загрязнения почти 60 тысяч км2.

      Для ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС были задействованы значительные ресурсы государства. Руководство всеми работами осуществляла Оперативная группа Политбюро ЦК КППС, которая создала Правительственную комиссию по оказанию медицинской помощи пострадавшим при аварии на ЧАЭС, возложив на нее решение вопросов по организации противорадиационных мероприятий по защите населения в районах, пострадавших от аварии.

      Уже с первых дней ликвидации последствий аварии на ЧАЭС была задействована вся сеть учреждений здравоохранения радиоактивно загрязненных областей РСФСР.

      Перед Минздравом СССР и его государственной санитарно-эпидемиологической службой встала задача организации и осуществления комплексных межведомственных мероприятий, направленных на ограничение аварийного облучения населения в реальных условиях беспрецедентного по масштабу и уровням радиоактивного загрязнения обширной территории.

      С 30 апреля 1986 г. по распоряжению Главного государственного санитарного врача РСФСР К.И.Акулова региональные санитарно-эпидемиологические станции начали работу по мониторингу радиационной обстановки: круглосуточный мониторинг мощности дозы внешнего гамма-излучения в областных центрах и на наиболее загрязненных территориях, измерение содержания радионуклидов в местных и привозных пищевых продуктах на всей территории РФ, контроль за водоснабжением населения. Отдел радиационной гигиены (руководитель Г.С. Перминова) Главного санитарно-эпидемиологического управления Министерства здравоохранения РСФСР возглавил эту работу, круглосуточно получая и анализируя информацию с мест.

      Важное профилактическое значение имела профилактика облучения щитовидной железы жителей путем приема внутрь препаратов стабильного йода. Однако своевременная йодная профилактика была проведена лишь в Припяти. В остальных населенных пунктах она осуществлялась с запозданием. Причина – отсутствие информации об уровнях загрязнения территорий и запоздалое распоряжение о проведении йодной профилактики. Это явилось одним из уроков аварии на Чернобыльской АЭС для государственной санитарно-эпидемиологической службы страны и лиц, принимающих решение.

      Очень важным направлением работы были подготовка справочных материалов по оценке радиационной обстановки и доз облучения населения, которые являлись основанием для принятия решений по отселению жителей или применению ограничительных мер для снижения и предотвращения их облучения. Первые официальные справки о радиационной обстановке на территории России, включая Брянскую область, были составлены 9.05.1986 и 11.05.1986 специалистами НИИРГ и Минздрава РСФСР и представлены Министром здравоохранения РСФСР А.И. Потаповым в Совет Министров РСФСР.

      На основании научных данных о влиянии различных доз облучения на людей и с учетом реально достигнутого снижения уровней облучения в результате проведения большого комплекса мероприятий временные допустимые уровни общего облучения для населения на 1987—1988 гг. были снижены со 100 до 30 мЗв.

      3 мая 1986 г. Минздравом СССР введены в действие «Временные допустимые уровни содержания радиоактивного йода для питьевой воды и пищевых продуктов», а в последующем - на всю номенклатуру пищевых продуктов, плодоовощную продукцию, медицинские препараты и лекарственное сырье. Все указанные меры позволили значительно снизить поступление в организм людей радионуклидов с продуктами питания и не допустить превышение основных дозовых пределов, установленных на тот период времени для внутреннего облучения.

      Тщательно контролировались возможные пути переноса радиоактивности из зоны ЧАЭС и с территорий с относительно высоким уровнем радиоактивного загрязнения. В этих целях органы здравоохранения совместно с другими министерствами создали сеть контрольно-пропускных пунктов и постов на транспорте. На дозиметрических постах, пунктах санитарной обработки осуществлялся строгий контроль за радиоактивным загрязнением транспортных средств (включая авиационный и железнодорожный транспорт), механизмов, обуви, одежды, белья.

      Под контролем санитарно-эпидемиологической службы осуществлялись все работы по дезактивации населенных пунктов, дорог, различных строений, помещений и транспорта, и нужно отметить, что он был достаточно строгим и эффективным.

      Объем и масштабы деятельности санитарно-эпидемиологической службы при ликвидации аварии на ЧАЭС оказались настолько большими, что только к концу первого года после аварии было проведено более 20 млн. измерений мощности дозы внешнего гамма излучения в населенных пунктах, 500 тыс. исследований питьевой воды и воды открытых водоемов, 30 млн. исследований различных поверхностей (транспортных средств, помещений, территорий, одежды и т. п.). Проанализированы 700 тыс. проб молока и молочных продуктов, 120 тыс. проб мяса и мясных продуктов, более 1 млн. проб прочих пищевых продуктов.

      Наряду с радиологическими последствиями авария на ЧАЭС вызвала также неблагоприятные последствия социально-психологического характера. Работники органов санэпиднадзора и ученые, выезжающие на места для оказания консультативной и практической помощи, провели огромный объем санитарно-просветительской работы, направленной на снятие и предупреждение психологической напряженности и радиотревожности, распространение знаний о мерах личной гигиены и гигиены жилища в условиях проживания на загрязненной местности.

      К анализу и обобщению поступающей информации, выработке рекомендаций для местных органов санэпиднадзора, стандартизации методик измерений, проводимых на местах, сразу же был подключён НИИРГ, возглавляемый профессором П.В. Рамзаевым. С первых дней аварии на Чернобыльской АЭС НИИРГ стал научно-методическим центром госсанэпиднадзора России по вопросам радиационной безопасности и защиты населения от последствий аварии. Готовность к выполнению этих работ была обусловлена накопленным к тому времени научным и практическим потенциалом специалистов института по всем направлениям радиационной гигиены, включая дозиметрию, влияние ионизирующих излучений на здоровье человека, нормирование и мероприятия по радиационной защите.

      Осенью 1986 г. специалисты НИИРГ представили в Правительство РСФСР прогноз медицинских последствий аварии для населения России. Прогнозировалось, что общая онкологическая заболеваемость, вызванная дополнительным аварийным облучением, будет столь низкая, что не будет выявлена на фоне спонтанной онкологической заболеваемости. Единственным последствием для здоровья может быть увеличение заболеваемости раком щитовидной железы, особенно среди облученных в детском возрасте. Данный прогноз подтверждают проводимые до настоящего времени эпидемиологические исследования.

      Начиная с мая 1986 года до настоящего времени неотъемлемой частью деятельности санитарно-эпидемиологической службы, теперь Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, являются как практические работы по радиационному обследованию территорий и населения 14 субъектов Российской Федерации, отнесенных к зоне радиоактивного загрязнения, так и разработка научно-методических документов по реконструкции, оценке текущих и прогнозируемых доз облучения населения.

      Всего за период с 1986 по 2015 гг. на загрязненных территориях РФ специалистами НИИРГ совместно с сотрудниками местных органов госсанэпиднадзора выполнено более 400 тысяч измерений содержания радионуклидов цезия в организме, тысячи измерений содержания радионуклидов йода в щитовидной железе и индивидуальных доз внешнего облучения, а также сотни тысяч измерений уровней гамма-излучения в населенных пунктах и их ареалах, сотни тысяч анализов проб пищевых продуктов и объектов внешней среды. На основе проведенных исследований разработаны модели формирования доз внешнего и внутреннего облучения населения вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, определены их параметры с учетом природных и социальных факторов, регулярно оценивались текущие и накопленные дозы облучения жителей пострадавших территорий, обоснованы рекомендации по проведению защитных мероприятий.

      Проведенные за последние пять лет исследования свидетельствуют о том, что в большинстве субъектов Российской Федерации, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате аварии на Чернобыльской АЭС, улучшение радиационной обстановки позволяет вывести преобладающую часть населенных пунктов из зоны радиоактивного загрязнения. В этих населенных пунктах население может проживать и вести хозяйственную деятельность без ограничений по радиологическому фактору. Однако при этом необходимо решить социально-экономические проблемы, возникшие вследствие нарушения нормальной жизнедеятельности населения при осуществлении защитных мероприятий. Отсутствие четких критериев перехода к нормальной жизнедеятельности породило ощущение вечности последствий Чернобыльской аварии. Поэтому введение таких критериев должно быть достаточно мягким, а их обоснованность, с точки зрения обеспечения радиационной безопасности, бесспорной.

      Опыт выполнения работ по преодолению последствий Чернобыльской аварии (как позитивный, так и негативный) служит богатым материалом для совершенствования подготовки радиационно-гигиенического обеспечения защитных мероприятий на случай чрезвычайных ситуаций радиационного характера. Значимость совершенствования готовности к реализации защитных мероприятий при крупномасштабных радиационных авариях определяется тем, что хотя вероятность такого рода событий мала, социальные последствия (в большей степени, чем радиологические) могут быть катастрофическими, как это видно на примере последствий аварии на Чернобыльской АЭС.

      Версия для печати